Хастян Мариам Киворковна - воспитатель МБДОУ ДС " Росинка"

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

 Цель: Расширить представления детей о воздухе, его свойствах (невидим, не имеет запаха, формы, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способах его обнаружения.

Задачи: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.

Виды детской деятельности: игровая, поисковая, коммуникативная, познавательная, двигательная.

Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, коктельные трубочки и пластмассовые стаканчики с водой на каждого ребёнка, 5 баночек с крышками, долька апельсина, долька лимона, долька чеснока, ватка, духи, веера на каждого ребенка,


Ход: Воспитатель – Ребята, как я рада видеть вас! А вы знаете, что сегодня праздник воздушных шаров? Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный. Ой, а что это случилось с синим шариком? Он стал какой- то грустный, маленький.

Дети: Он сдулся.

Воспитатель: — А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?

Дети: — Надо его посильнее надуть.

Воспитатель: — Правда? Сейчас я его надую.

Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри?

Дети: — Воздух.

Воспитатель — Какой ещё воздух? Я ничего не вижу!

- А вы видите воздух?

Дети: Нет.

Воспитатель: Что нужно сделать чтобы увидеть воздух?

Дети: Поймать воздух

Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать.

Воспитатель: А как можно поймать воздух?

Дети: С помощью пакета

Воспитатель: Хотите я научу ловить воздух.

(Дети подходят к столу, берут пакеты и ловят ими воздух)

-Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем?

Дети: Ничего

Воспитатель: Давайте его сомнем.

-Посмотрите он легко мнется, почему?

Дети: В пакете нет воздуха, поэтому мы можем его легко сжать

Воспитатель: Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.

-Что в пакете?

Дети: Воздух

Воспитатель: Как вы думаете, на что стал похож пакет?

Дети: Шарик

Воспитатель: Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается?

Дети: В нем воздух (

Воспитатель: Где можно использовать это свойство воздуха? (летом: надувные матрасы, спасательный круг)

Воспитатель: Какой же вывод ребята?

Дети. Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.

Воспитатель: А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку?

Дети: Видим

Воспитатель: Если мы видим свою руку, значит воздух какой?

Дети: Прозрачный

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Дети: Воздух прозрачный

Воспитатель: Я теперь знаю, что воздух есть вокруг нас. А вот интересно есть ли воздух внутри нас?

Дети: Да.

Воспитатель А как это можно доказать?

Дети: Можно подуть в воду через трубочку

Воспитатель: У вас на столе стоят стаканы с водой, возьмите трубочку, опустите в стакан и подуйте в неё.

Воспитатель Что это происходит?

Дети: Это пузырьки воздуха, Значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и выходит. Для того, чтобы ещё раз увидеть, мы сначала вдыхаем воздух, а потом выдыхаем через трубочку. Получаются пузырьки, т. е. выходит воздух.

Воспитатель: Ребята вы такие молодцы, столько много знаете о воздухе. А вот интересно, умеет воздух двигаться или он неподвижен? Как нам это узнать?

Дети: С помощью веера, бумаги, ладони.

Воспитатель: А как можно проверить с помощью веера, что воздух подвижный

Дети: нужно помахать на себя веером

Воспитатель: Возьмите со стола веер и помашите на себя.

Воспитатель: Что мы доказали этим опытом?

Дети: Что воздух подвижный

Воспитатель: Еще раз помашите веером и скажите что вы почувствовали?

Дети: Ветерок

Воспитатель: А какой он ветерок?

Дети: Холодный

Воспитатель: (подносит ладонь ко рту и слегка дует) Ой ничего не пойму, что это? Попробуйте и вы. Что почувствовали?

Дети: Ветерок

Воспитатель: А какой он?

Дети: Теплый ветер

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: Воздух бывает холодным, теплым и горячим.

Воспитатель: Как вы думаете, где бывает теплый ветер?

Дети: Ветер бывает теплый около печки, костра, если включить фен

Воспитатель Размахивая веером, мы приводим воздух в движение, которое мы ощущаем. А как называется движение воздуха?

Дети: Ветер.

Воспитатель: Что-то я устала немного. Что нужно сделать, чтобы немного отдохнуть?

Дети: Провести физминутку

Воспитатель. Ребята а давайте мы с вами немного отдохнем?

Физминутка «Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок все тише-тише

Деревцо все выше, выше»»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, воздух пахнет?

Дети: Нет.

Воспитатель: А как это узнать?

Дети: провести еще один эксперимент

Воспитатель: Сейчас мы это проверим. У меня на столе стоит 4 баночки. В них что-то есть. Сейчас мы это и узнаем. Закройте глаза, а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет. Один ребенок вдыхает просто воздух. Все что-то почувствовали, только Саша ни чего не почувствовал. Как вы думаете почему?

Дети: В одной баночке ничего не лежало.

Воспитатель: Правильно, Саша ничего не почувствовал, потому что я ему ни чего не дала почувствовать. Он вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?

Дети: Воздух не имеет запаха, пахнут предметы.

Воспитатель: Мы так много знаем о воздухе. Давайте поиграем в игру «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг, будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что вы знаете о воздухе.

Воспитатель: Молодцы ребята! Мне с вами было так интересно. А вам понравилось со мной? Я вам подарю волшебные шарики с воздухом. А поскольку сегодня праздник «шаров», давайте потанцуем с шариками.

26 июля 2022 в 14:18

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.