Хастян Мариам Киворковна - воспитатель МБДОУ ДС " Росинка"
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по экспериментированию во второй младшей группе на тему: «Вода и ее свойства»Цель: формирование представлений детей о свойствах воды, вовлечение в опытно – экспериментальную деятельность. Задачи 1. Образовательные: - познакомить детей со свойствами воды: жидкость, прозрачная, без цвета и запаха, имеет вес, является растворителем; - уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни. 2. Развивающие: - развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, любознательность; - развивать коммуникативные способности, умение рассуждать, сравнивать и делать выводы; - активизировать и обогатить словарный запас по теме. 3. Воспитательные: - воспитывать бережное и экономное отношение к воде; - создать доброжелательную атмосферу в группе. Предварительная работа: беседы на тему «Важность воды в жизни человека»; загадывание загадок; чтение сказок и рассказов «Серая тучка», «Дождик», «Мойдодыр»; заучивание потешек: «Ай, лады, лады, лады…», «Водичка, водичка, умой мое личико…»; просмотр мультфильма «Девочка чумазая» по мотивам стихотворения А. Барто, прослушивание аудиозаписи «Шум дождя», «Ручеек». Форма организации: групповая; самостоятельная деятельность детей. Методы и приемы: игровой, наглядный, наблюдение, практическая деятельность детей, словесный, словарная работа и активизация словаря, использование художественной литературы. Материалы и оборудование: клеенки на каждого ребенка, одноразовые стаканчики: по одному с водой и по одному стаканчику с молоком, салфетки, губки, кисточки на каждого ребенка, гуашь, одноразовые ложечки на каждого ребенка, сахарный песок, дольки лимона, кипяченная вода, раскраски «Раскрась водой». Структура НОД: Вводная часть – 3 минуты: - приветствие «Собрались все дети в круг»; - прослушивание аудиозаписи «Шум дождя»; - беседа «Что такое дождь?»; - чтение стихотворения «Вы слышали о воде?»; - беседа на тему «Кому и для чего нужна вода?» Основная часть – 10 минут: - отгадывание загадки «Капелька»; - поисковая деятельность «Где спрятались капельки?»; - обсуждение правил работы с водой; - физминутка «Капля раз, капля два…»; - опыт №1 «Вода имеет вес»; - опыт №2 «Вода – жидкость»; - опыт №3 «Вода безвкусная»; - опыт №4 «Вода не имеет запаха»; - опыт №5 «Вода прозрачная, бесцветная»; - пальчиковая игра «Дождик»; - опыт №6 «Вода – растворитель. Придаем воде вкус и запах»; - опыт №7 «Вода – растворитель. Придаем воде цвет». Заключительная часть (рефлексивный этап) – 2 минуты: - обсуждение с детьми: «Было ли интересно проводить опыты с водой?», «Что понравилось больше всего?», «Что было сложно выполнить?», «С какими свойствами воды познакомились?»; - сюрпризный момент «Раскраски водой»; - самостоятельная деятельность детей. Ход НОД: Вводная часть: (воспитатель с детьми входят в группу) 1. Приветствие «Собрались все дети в круг…» В.: Ребята, вы обратили внимание, что мы сегодня не одни, к нам пришли гости. Давайте всех дружно поприветствуем! (дети становятся в круг) В.: Собрались все дети в круг Я – твой друг, и ты – мой друг! Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! (включается аудиозапись «Шум дождя») 2. Беседа «Что такое дождь?» В.: Ой, ребята, а что это за шум? Вы слышите? (Ответы детей). Верно, это шум дождя. А какое сейчас время года? (Ответы детей). Сейчас осень и дождь является явлением природы, которое мы можем наблюдать осенью. Интересно, как вы считаете, что представляет собой дождь? (Ответы детей). Верно, дождь – это вода. 3. Чтение стихотворения «Вы слышали о воде?» В.: Вы слышали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает. Ледником в горах зовется, На плите у нас кипит, Паром чайника шипит. Растворяет сахар в чае. Мы её не замечаем, Мы привыкли, что вода- Наша спутница всегда! Без воды нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить - Без воды нам не прожить! 4. Беседа «Кому и для чего нужна вода?» В.: Ребята, а кому нужна вода? (Ответы детей) Она нужна растениям? (Ответы детей) А для чего? (Ответы детей) А нужна ли вода животным? (Ответы детей) А человеку? (Ответы детей) А для чего она нам нужна? (Ответы детей). Правильно, мы используем воду для приготовления пищи и для утоления жажды, мы умываемся с помощью воды и стираем вещи. Основная часть: 1. Загадка В.: У меня для вас загадка, отгадайте – ка, ребятки! Она и в море, и в реке, Она и в кране, в ручейке, И в пруду, и в роднике. Может дождиком скакать, С неба землю поливать? (Ответы детей) Верно, это капелька! И она тоже у нас сегодня в гостях, да не одна, а со своими подружками. 2. Поисковая деятельность «Где спрятались капельки?» В.: Интересно, где же они спрятались?! Давайте с вами их поищем? (дети с воспитателем перемещаются по группе в поисках капельки) В.: Здорово! Вы очень наблюдательны! Капельки у нас с вами поместилась на тучке в нашем центре «Мир природы». Им стало скучно на облачке, и они решили прийти к нам в гости, рассказать о себе и поиграть с нами. Прежде чем познакомиться с нашими капельками, давайте познакомимся с правилами работы с водой. 3.Правила при работе с водой В.: Коль с водой имеем дело, Рукава засучим смело. Пролил воду — не беда: Губка под рукой всегда! Прежде чем приступить к изучению наших капелек воды, давайте немного разомнемся. 4. Физминутка «Капля раз, капля два…» В.: Капля раз, капля два, (показываем поочерёдно ладошки) Капля медленно сперва, (медленно сводим ладошки вместе) А потом, потом, потом- Всё бегом, бегом, бегом! (бег на месте) Мы зонты свои откроем, (присесть, сделать домик руками) От дождя себя укроем! (после физминутки дети рассаживаются за столы) 5. Опыт №1. «Вода имеет вес» В.: Итак, перед вами два стаканчика - один пустой, другой с водой! Поднимите по очереди стаканчики и скажите, что тяжелее? Вода или пустой стаканчик? (Ответы детей) Верно, вода тяжелее. Значит, мы какой можем сделать вывод? (дети высказывают свои мысли, формулируют вывод) Вывод: вода имеет вес. 6. Опыт №2. «Вода - жидкость» В.: Ребята, теперь возьмите стаканчик с водой и попробуйте аккуратно перелить воду в пустой стаканчик. Почему вода льется? (Ответы детей). Вода жидкая, поэтому она льется. Значит, мы можем сделать следующий вывод, какой? (Ответы детей) Вывод: вода – это жидкость. 7. Опыт №3 «Вода не имеет вкуса» В.: А сейчас, давайте попробуем на вкус нашу водичку. Что скажите, вода имеет вкус? (Ответы детей). Вода вкуса не имеет. И мы делаем следующий вывод, что вода …(Ответы детей) Вывод: вода безвкусная. 8. Опыт №4 «Вод не имеет запаха» В.: А сейчас я вам предлагаю понюхать водичку. Чем она пахнет? (Ответы детей) Вода не пахнет, она не имеет запаха. Вывод: вода не имеет запаха. 9. Опыт №5 «Вода прозрачная, бесцветная» В.: Ребята, у вас на столе у каждого есть ложечки и еще по стаканчику с молоком. Опустите сначала ложечку в стаканчик с водой, а потом в стаканчик с молоком. В каком случае, ложечку было видно, а в каком не видно? (Ответы детей). Все верно, ложечку видно в воде, но не видно в молоке. Следовательно, какой мы делаем вывод? (Рассуждения детей) Вывод: Вода – прозрачная, бесцветная. 10. Пальчиковая игра «Дождик» В.: Что - то я, смотрю, наши капельки заскучали. Нужно их развеселить. Давайте немного поиграем, а потом снова продолжим. Вы согласны? (Ответы детей) Дождик песенку поёт:(дети свободно встряхивают кистями) Кап, кап… Только кто её поймёт —(недоумённо разводят руками в стороны) Кап, кап? Не поймем ни я, ни ты,(показывают на себя, на соседа) Да зато поймут цветы, (изображают пальцами, как распускаются цветы) И весенняя листва,(удерживают руки перед собой) И зеленая трава. (сидя на корточках, шевелят пальцами, словно гладят траву) Лучше всех поймет зерно:(показывают, как держат в руках зерно) Прорастать начнет оно!(совершают змеевидные движения) 11. Опыт №6 «Вода – растворитель. Придаем воде вкус и запах» В.: Мы немножко отдохнули и теперь можем продолжить. Присаживайтесь и мы продолжим изучать с вами свойства воды. Мы с вами определили, что вода не имеет вкуса и запаха, но давайте попробуем придать воде вкус и запах. Согласны поэкспериментировать? (Ответы детей). У нас есть сахарный песок и дольки лимона, предлагаю вам взять по дольке лимона, выжить лимонный сок в стаканчик с водой и добавить ложечку сахарного песка (воспитатель с дольками лимона и сахарным песком подходит к каждому ребенку). Аккуратно выжимаем сок лимона, ручки вытираем салфетками. Затем добавляем сахарный песок, и все тщательно перемешиваем. Обратите внимание, после размешивания, кристалликов сахара почти не осталось. Почему? (Ответы детей). Сахар растворился. А теперь понюхайте и попробуйте, пожалуйста, что у вас получилось? (Ответы детей) Вывод: вода – растворитель, ей можно придать и вкус, и запах. 12. Опыт №7 «Вода – растворитель. Придаем воде цвет» В.: В одном из опытов, мы с вами определили, что вода бесцветная. Скажите, а мы можем изменить цвет воды? (Предположения детей) Верно, мы можем ее окрасить в разные цвета. Для этого у нас есть кисточки и краски. Выберите себе, пожалуйста, цвет краски, назовите, какой цвет выбрали? (Ответы детей). Теперь аккуратно обмакните кисть в баночку с краской, а затем промойте кисть в стаканчике с водой. На этот раз пробовать не нужно, это не безопасно! Что у вас получилось? (Ответы детей). Вывод: вода – растворитель, ее можно окрасить в любой цвет. 3. Заключительная часть (рефлексивный этап): 1. Обсуждение В.: Ребята, вам понравилось экспериментировать? (Ответы детей) Какие опыты с водой вам понравились больше всех? (Ответы детей) Может, какие – то опыты вам показались сложными? И у вас что – то не получилось? (Ответы детей) Давайте подведем общий итог, что мы с вами узнали о воде? С какими ее свойствами познакомились? (Ответы детей, затем воспитатель еще раз обобщает все свойства воды). 2. Сюрпризный момент В.: Ребята, мне очень с вами понравилось экспериментировать, вы все старались и внимательно слушали. Но мы забыли про наши капельки, им тоже очень понравилось с вами играть и экспериментировать, они не хотят от нас убегать, а останутся с нами, и будут жить на нашем облачке. А еще у них для вас сюрприз! Они дарят вам волшебные раскраски «Раскрась водой», можете попробовать прямо сейчас, только нужно заменить воду в стаканчиках, и промыть кисточки. 3. Самостоятельная деятельность детей. По теме: методические разработки,10 августа 2021 в 00:51
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.